#14 - 09'2000
ГЛАВНАЯ
ВЫПУСКИ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
English version





МОДЕЛЬ

Водоплавающий Ми-14

Евгений Борисов

К сожалению, у меня пока нет этой модели. Но, для продолжения серии рассказов о моделях вертолетов Миля, с помощью моих друзей, мне удалось подготовить данный обзор.

И поисково-спасательная [#028] и противолодочная [#027] версии вертолета выпускаются с 1998 года польской фирмой TOP GUN. В стандартной сложной коробке два комплекта вакуумного остекления, а сами модели отлиты из полиуретановой смолы. Всего насчитывается около ста деталей. Некоторые из которых очень маленькие и тонкие. Некоторые из этих деталей дублируются (наверное, производители предполагали, что, по крайней мере, хотя бы одна, но понадобится). Также в комплекте есть и детали от другой версии. Модели от TOP GUN декалями не комплектуются. Инструкция по сборке противолодочной версии не содержит рекомендаций по окраске и маркировке, хотя даны рекомендуемые цвета. Инструкция же другой версии (ПС) сопровождается гораздо более подробной инструкцией с цветными фотографиями и детальными рекомендациями по окраске.

Половинки фюзеляжа совмещаются только после изрядного устранения наплывов и пластин облоя. Остальные детали требуют обычных трудозатрат, связанных со сборкой моделей из смолы. Часть тонких деталей может быть заменена самодельными или взятыми от модели Ми-8 от КР.




МОДЕЛЬ

Два "Аллигатора"

Евгений Борисов

В продолжение темы о моделях Ка-52, начатую в предыдущем выпуске Ростиславом Шерстневым, я решил изложить свои мысли по поводу двух моделей Ка-52 от АМОДЕЛ и ITALERI (далее по тексту *1 и *2 - соответственно).

На тот момент, когда появилась киевская модель Ка-52 [#7211], я уже знал о том, что ITALERI планирует выпуск этой же модели [#005]. Качество изготовления украинских и итальянских моделей находится на разных технологических полюсах, и я принял решение дожидаться модели с Апеннин, но прежде постарался как можно лучше рассмотреть уже вышедшую модель из Украины. Когда желаемый Аллигатор *2 прибыл в Москву и я его купил, то с первого взгляда стали объективно видны те факты, которые привел в своей заметке Р. Шерстнев. Да и маленькая декаль (на рисунках пропорции сохранены) от ITALERI *2, не производила впечатления. Вооружение у *1 более разнообразное, хорда лопастей более близка к тому, что мне приходилось видеть. И еще несколько моментов, которые говорили в пользу *1. Но общее высокое качество литья *2, чистое остекление, а также то, что кокпит от НЕОМЕГИ был сделан под итальянцев и мог быть вмонтирован в *1 только с большими проблемами, повлияло на мое решение. Мой выбор: kitbashing - сборка одной модели с использованием деталей от нескольких разных. Та техника, которой, как мне кажется, чаще всего пользуются любители бронетанковой техники для получения разных модификаций. В результате и *1 появился у меня на столе. Как все это будет стыковаться я еще не знаю - руки не дошли, но я до сих пор не изменил своего мнения, что только таким путем можно будет получить неплохой результат при минимальных временных затратах на модель Ка-52.




МОДЕЛЬ

Страсти по "привидениям"…

Евгений Борисов

…продолжают бушевать. Некоторым нашим коллегам по хобби до сих пор никак не дает покоя модель Ка-58 "Black Ghost", ЗВЕЗДА [#7232], выпущенную в начале этого года. Сильно напоминающий RAH-66 Comanche, прототип "новейшего российского вертолета-невидимки" нашел отражение в пластике серого цвета, по структуре похожий на пластик от KOVO. На трех литниках около 110 деталей (большинство из которых - вооружение) и 4 прозрачные детали на отдельном литнике. Простая декаль от ZVEZDA/TRAVERS и инструкция. Коробка изготовлена из мелованного картона, что не замедлило сказаться на качестве оформления - краски стали более яркими. Литье чистое, без облоя. Утяжки только на втулках несущих винтов, в комлевой части лопасти. Верх и низ фюзеляжа соединяются идеально. Расшивка и заклепки внутренние. Остекление толстое, но очень качественное. В целом, модель оставляет приятное впечатление. Осталось только дождаться: появится ли в ближайшее время прототип данной модели или нет. ОКБ Камова ответило на мой вопрос таким образом: "Все вопросы по модели вертолета Ка-58 к "Звезде". Мы ничего дополнительно сообщить не можем".

Сейчас я постараюсь изложить на эту тему мнение экспертов немецкого журнала "Modell Fan", из выпуска, посвященного выставке в Нюрнберге. Статья попала ко мне в виде электронного перевода с немецкого, но общий смысл, надеюсь, мне все-таки удастся передать.

"Объявленный в качестве новинки на Нюрнбергской ярмарке игрушек, Вертолет-невидимка Ка-58 уже находится в продаже. Модель 72-го масштаба поражает даже специалистов: потому что никто не знает, насколько далеко продвинулись исследования и концепции российских военных в направлении создания боевого вертолета стелс. Технически сомнительна большая отражающая площадь соосных винтов. Кроме того, под сомнением возможность финансирования такого проекта и его применения в условиях стесненного бюджета Российских Вооруженных Сил. Которые, кстати, уже несколько лет раздумывают над действительно хорошими камовскими вертолетами Ка-50 и Ка-52 и настоящего прорыва в области их применения пока не видно. Пробные полеты этих машин в Чехии вряд ли что-нибудь изменят. Правда "хорошо информированные круги" утверждают, что вертолету-невидимке Ка-58 быть, однако он еще ни разу не летал, а существует только макет. Никто не может определенно сказать в настоящее время верно ли это или насколько это верно. Однако восприятие некоторыми специалистами модели фирмы ЗВЕЗДА в качестве первоапрельской шутки изменяется, если сравнить ее с Ка-52: пропорции схожи. Почему не может идти речь об уже отвергнутом варианте (из-за концепции боевого применения или расходов) этой машины в конфигурации "стелс"? Правда, известна консервативная позиция русских по отношению к этой технологии. В противовес традиционной конструкции соосных винтов, фирма Камов начала разработки и обычной схемы с рулевым винтом. Нам это известно с появлением вертолета Ка-60. Кто знаком с ситуацией в России, тот знает, что ЗВЕЗДА не имеет права просто так напечатать на коробке "Произведено по лицензии компании Камов". Или это просто рекламный ход обеих компаний, чтобы заработать доллары? Что русские инженеры умеют, и что они могут сделать в действительности, хорошо демонстрирует экраноплан "Орленок" (модель REVELL). Таким образом, можно ожидать чего угодно и от Ка-58.

Несмотря на некоторые промахи в руководстве по эксплуатации (в духе ЗВЕЗДЫ) опытный любитель моделей может собрать вертолет. Деталь 17 является, конечно же, деталью 18, а бортовую пушку можно установить только с приложением определенного старания. Стекло кабины пилота имеет "толщину брони танка". Кто знает, может быть в оригинале это действительно так. ЗВЕЗДА предлагает два основных варианта: тяжелый боевой (или как его называют - ударный) вариант с внешней подвеской и разведывательный вариант, для сборки которого моделист должен отпилить крылья. При изготовлении последнего варианта ниши вооружения закрываются крышками, которые не совсем подходят. Декали, тоже в духе ЗВЕЗДЫ, сделаны очень экономно и отпечатаны известным специалистом в этой области - фирмой ТРАВЕРС. Качество у них хорошее. Правда всё, что связано со схемами окраски, является чистой фикцией и может привести любого моделиста в бешенство. Для отделки модели можно взять немного взаймы у RAH-66 Comanche, в том числе фиктивные опознавательные знаки "пониженной заметности". В любом случае, готовая модель Ка-58 будет выглядеть в Вашей коллекции шикарно и футуристично".

Напомню, что это было мнение немецких специалистов.


HELIBORNE thanks to: Chris Jones.

www.heliborne.com
www.heliborne.com


©1999-2011, HELIBORNE, Евгений Борисов (IPMS World Helicopter SIG).
При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.