#37/3 - 06'2008
ГЛАВНАЯ
ВЫПУСКИ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
English version





ОБЗОР

Но только лошади летают вдохновенно…

Константин Карлик

(окончание)

Следующим на операционный стол кладём MH-53J Pave Low III

Модель выпускалась тремя фирмами. Это FUJIMI [#35127] MH-53J "Special Operations" серии S - снят с производства; ITALERI [#030] MH-53J Pave Low III - тоже снят с производства; REVELL [#04491] MH-53J Pave Low III. Не считая незаконнорожденного поделища "Galaxy (Fujian) Toys Co. LTD" (как писалось выше это пиратская копия ITALERI).

Из всех четырёх моделей ко мне в руки попались модель от REVELL и от "Galaxy (Fujian) Toys Co. LTD". Рассматривать будем только детище REVELL. Почему - станет понятно ниже. Но вначале немного о прототипе.

Машина предназначена для проведения спецопераций и оборудована аппаратурой для всепогодных полётов в любое время суток с огибанием рельефа местности. Поскольку аппаратура может быть установлена на любой из вертолётов семейства S-65, то машины имеют различные двигатели, вооружение и бронирование. Ниже приведён список "откуда есть - пошли" эти вертолёты.

  • MH-53J - модификация Pave Low III Enhanced, всего 41 машина. Были модифицированы 31 машина HH-53B, CH-53C, HH-53C, MH-53H
  • HH-53H - HH-53C и YHH-53H, модифицированные по стандарту Pave Low III, 10 машин (по другим данным - 9)
  • MH-53H - модификация машин HH-53H для спецопераций, 8 экземпляров
Теперь переходим непосредственно к рассмотрению модели

REVELL [#04491] MH-53J Pave Low III

Открываем коробку и сразу же видим что-то подозрительно знакомое, а немного погодя "узнаём брата Колю" (с). В коробке лежит пластик от ITALERI, снабжённый только инструкцией и декалью от REVELL. Как видно из фотографий, даже цвет пластика остался прежним. Только на рамке "А" добавилась секция с имитацией носового обтекателя для аппаратуры стандарта Pave Low III, да стал использоваться ряд деталей, не использовавшихся в предыдущей модели и наоборот. Инструкция у REVELL отпечатана на 10 страницах формата А4. Одна страница почти целиком посвящена описанию рекомендуемых красок. Сама сборка модели разбита аж на 31 этап, причём каждый этап прорисован с такой тщательностью, что понятен даже клиническому идиоту. Декаль, по сравнению с итальянской для "толстяка" - земля и небо! Немцы вообще всегда в отношении декали очень стараются. Не подвели и на этот раз. Есть не только бортовые номера и опознавательные знаки, но и довольно много "технички", которая, кстати читабельна. Предлагается три различных варианта машины. Первый - операция "Буря в пустыне", Саудовская Аравия, 1991 год, 20-я эскадрилья специальных операций. Второй - всё та же 20-я эскадрилья специальных операций, только год уже 2004, Харлбарт Филд, б/н 695794. И третий вариант: 21-я эскадрилья специальных операций, 2004 год, Милденхолл Королевских ВВС (бывший Вудбридж), б/н 01625.

Поскольку пластик фактически прежний, то всё, что писалось про "толстяка" справедливо и для Pave Low. Отмечу необходимые, на мой взгляд, доработки, связанные с особенностями внешнего вида именно этой модификации. По обеим сторонам носового обтекателя аппаратуры необходимо сделать имитации вентиляционных щелей (снимок из той самой подборки).

Лопасти несущего винта в наборе теперь, увы, отличаются от реальных. У прототипа законцовка лопасти имеет трапецевидную форму. Кроме того, на лопасти появился триммер. Вот как на фото.

В шахте главного редуктора также замечены изменения. Появилась вот такая клиновидная выборка в капоте (показана жёлтой стрелкой). А внутри неё расположена, по всей видимости, тяга к выжимному подшипнику тарелки автомата перекоса (показана красной стрелкой). Выборки расположены по обоим бортам. Выштамповки на капоте можно оставить так, как они даны в наборе, либо заменить накладками, как видно на фотографиях.

Пилоны подвески дополнительных топливных баков и сами ПТБ: в наборе снова неверно дана расшивка пилонов подвески. В принципе вид расшивки, по-моему, должен быть одинаков, что для HH-53C, что для MH-53J. Стабилизаторы ПТБ опять не той формы и расположены не так. Как правильно - смотрите на снимок. Хорошо виден узел крепления стабилизатора к баку. Сам бак изготавливается, похоже, из композита (перед стабилизатором видна текстура, нехарактерная для металла, поэтому рисунку на коробке верить не надо).

Обратите внимание, что сам узел подвески бака также отличается от данного в наборе. И он также состоит из двух секций (здесь как раз рисунку на коробке можно доверять). Антенны и оптические датчики: прототип ими буквально утыкан как спереди, так и сзади (насчитал порядка 12 штук по обоим бортам и сбился). В модели их дана только половина от требуемого количества. Описывать что, где и как должно находиться слишком долго, поэтому просто предлагаю воспользоваться данными со ссылки, приведённой выше. Как краткий пример скажу, что антенн, похожих на миниатюрную копию АВАКС (детали набора 51 и 52? она ведь не круглая!!!) и располагаемых на хвостовой балке, должно быть две, а не одна. А "тарелки" придётся мастерить самим.

На фюзеляже, в том месте, где у HH-53C крепится деталь 52А, у MH-53J нет никаких накладок. Придётся сошлифовать. Кстати, авторы набора от REVELL предлагают на роль "рожек" пустить детали 53, видимо разрезая их напополам. Ведь в наборе их всего три, а по инструкции их нам понадобится минимум 4. Как имитировать оптические датчики пусть каждый решает для себя сам. Методов много, кому что ближе.

Вот все недочёты, что я смог обнаружить, не приступая к сборке модели. А не приступаю потому, что собирать "как есть" не хочется, а собирать "как надо" страшновато. Я уже четвёртый (если не пятый) год потихоньку пилю модель от "Galaxy (Fujian) Toys Co. LTD", это одновременно и мой любимый долгострой и полигон по отработке экспериментальных технологий. Боюсь, что до фазы окончательной сборки эта модель так и не дойдёт. Хотя, пока писалась эта статья, работы снова возобновились и довольно резво продвигаются вперёд. Я снова разобрал всё на первоначальные элементы и теперь уже раз в пятый думаю над проблемой имитации внутреннего силового набора, чтобы поточнее.

Про дополнения: ничего специализированного для MH-53J не нашёл. Но, как говорилось в части про HH-53C, к Pave Low III также можно применить травление от AIRWAVES [#72121] и те же самые колёса от EQUIPAGE для Chinook.

Резюмируем. Качество отливок - "четыре", точность - "три", декаль - "пять" (не будем жадничать). Собираемость - не экспериментировал, но думается на прежнем уровне, т.е. "три". Итог: из-за качественной декали модель заработала на "четыре с минусом". Покупал данную модель в интернет-магазине "Клуб ТМ" Отдал без стоимости пересылки 540 рублей. Наверняка можно найти дешевле, но из моего, теперь уже родного, Томска это делать проблематично. Кроме вышеприведённых ссылок можно порекомендовать ещё одну на MH-53M Pave Low IV. Это не значит, что больше фотообзоров нет. Просто я пользовался именно ими. Засим позвольте проститься, надеюсь ненадолго, ибо сейчас работаю над разбором моделей модификации S-80, а именно CH-53E "Super Stallion" & MH-53E "Sea Dragon".

Автор выражает благодарность Андрею Коткову за помощь при подготовке данной статьи.


HELIBORNE thanks to: Александр Артюх, Константин Карлик.

www.heliborne.com
www.heliborne.com


©1999-2011, HELIBORNE, Евгений Борисов (IPMS World Helicopter SIG).
При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.