#35/2 - 10'2005
ГЛАВНАЯ
ВЫПУСКИ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
English version





КОМПАНИЯ

С ностальгией о лете

Евгений Борисов

Король Иордании Абдалла II с большим вниманием отнёсся к камовским машинам Ка-226, Ка-52 и Ка-60. Его интерес к вертолётам, конечно же не был обычным любопытством или обычным интересом Главы государства к потенциальному вооружению для собственной армии. Его величество сам пилотирует вертолёт и, скорее всего, прекрасно осведомлён о характеристиках той или иной машины лично, а не по докладам помощников. Говорить о неприхотливости и простоте плюс дешевизне обслуживания российских вертолётов не приходится: это давно известно и любителям вертолётов и, тем более, специалистам. Чем же конкретно и каким количеством интересовался король, Генеральный Конструктор Фирмы КАМОВ Сергей Михеев сообщить отказался: "Не скажу"…

Но вот о том, что в Испанию были поставлены 4 вертолёта Ка-32 и, что подписан контракт на поставку ещё 10 машин, он рассказал. Также приятно было узнать о заключённом контракте между Камов-Холдинг и Rolls-Royce. В Россию будут поставлены 50 двигателей RR в период до 2007 года. Помимо этого будет создано специализированное предприятие по обслуживанию этих двигателей. К сожалению, на данный момент отечественная промышленность не выпускает вертолётного двигателя необходимого для отдельных конкретных задач, поставленных камовцами. "Генеральный конструктор - это рынок", поэтому для своевременного достижения целей приходится брать то, что есть сегодня. Фирма Камов всегда поддерживала отечественных производителей, то же самое будет и с двигателестроителями. Конструкторское бюро не оставляет идею установки отечественного двигателя. Но что поделаешь, если в нашей огромной стране иногда просто невозможно найти то, что тебе необходимо в данный момент. И это, к огромному сожалению, касается не только вертолётных двигателей.

Объединение Группы Миль под эгидой Оборонпрома никак не должно отразиться на работе фирмы Камов. По словам Сергея Михеева: "как работали, так и продолжаем работать. Но творческая и техническая политика должна быть дружественной. Мы уже обменивались документацией. Например, система очистки воздуха у Ка-50 и Ми-24 абсолютно одинаковая. И моё мнение, что российской армии нужны оба вертолёта: и Ми-28 и Ка-52. И только мы имеем сегодня такую возможность работать вместе, не мешая друг другу". И на самом деле, Ка-52 это тоже доведённая машина, имеющая ресурс более 1000 часов на все основные узлы. А ведь для создания Аллигатора одних только приспособлений потребовалось изготовить двадцать две тысячи! И если это не окупить, то результатом станет замедление конструкторских работ по новым или текущим проектам. Что, собственно, и происходит с вертолётом Ка-60 - недостаток объёмов финансирования… Да и зарплата на фирме Камов индексируется только-только чтобы покрыть официальную инфляцию в стране. Как говорится "так и живём"…

Но работы по перспективному боевому вертолёту всё равно продолжаются. Хотя для многих это и не очевидно. А каким должен быть боевой вертолёт будущего? По словам Генерального конструктора, боевой вертолёт три раза менял направленность: "Корея, Вьетнам и то, что сейчас"… (Афганистан, надо понимать? - ред.) …"следствие того применения". Узнать более подробно, как же должен выглядеть боевой вертолёт будущего не удалось, так как это является "внутренним вопросом фирмы Камов". Может быть он всё-таки выглядит как Ка-50-2 Эрдоган? В сентябре Турция снова открыла тендер на поставку боевого вертолёта. Состав участников тот же самый, что и в первый раз. Фирма Камов вступает в борьбу не с чистого листа, а уже с учётом тех моментов, которые были парафированы с турецкой стороной. И с учётом изменений в экономической и политической ситуации.

Хорошо, когда есть гражданская машина, такая как Ка-226. О её достоинствах можно говорить открыто. Вертолёт сертифицирован по категории А. Среди его модификаций будет и поисково-спасательная. Предполагается, что вертолёт Ка-226 будет работать в экстремальных ситуациях, в городской черте и возможность летать на одном двигателе. Последнему моменту уделяется особенно пристальное внимание. Создание поисково-спасательного вертолёта - задача очень сложная. Вертолёт должен быть отлично оснащён, чтобы иметь возможность выполнять свои функции по спасению жизней в сложных условиях. Естественно, что в первую очередь эти машины будут поставляться в МЧС. Удачи, "Серёга"!




ВЕРСТАК

"Немодельные" материалы в моделизме

Дмитрий Глазов, AKA Hedgehog

Ни для кого не секрет, что большинство фирм, выпускающих сборные модели, выпускают помимо всего прочего огромное количество сопутствующих товаров. Здесь и расходные материалы (краски, шпаклёвки, грунтовки, растворители, разбавители, маски), и инструмент (ножи, пинцеты, кисточки), и довольно сложное оборудование (аэрографы, компрессоры). Вернувшись несколько лет назад в моделизм, после долгой разлуки, я пришёл в восторг от такого изобилия и немедленно обзавёлся огромным количеством красивых тюбиков, баночек и пр. Радость была недолгой. Вскоре выяснилось, что шпаклёвка весьма уважаемой компании сохнет в момент выдавливания из тюбика, аэрозольный баллон, призванный заменить в первое время аэрограф, ведёт себя подобно поливальной машине…. Кто из вас с этим не сталкивался? Естественно, остро встал вопрос поиска "заменителей", а если без кавычек, то попросту качественных материалов.

В этой статье я попытаюсь описать те материалы, которыми пользуюсь ежедневно. Некоторые из них "открыты" мной, другие рекомендованы коллегами в бесконечных консультациях, как при личных беседах, так и в процессе посещения интернет - конференций, за что я бесконечно им признателен. Итак, приступим….

Шпаклёвки
Я полностью покончил с "брендовыми" шпаклёвками около двух лет назад. По разным причинам. А если поразмыслить, то по одной единственной - несоответствие предъявляемым требованиям. Сейчас я использую три вида шпаклёвок (фото, слева направо), все они могут быть приобретены в магазинах автозапчастей, хозяйственных и им подобных:
1. Body Nitrosoft - однокомпонентная нитрошпаклёвка, для заделки мелких дефектов отливок, как врождённых, так и приобретённых в процессе сборки. Очень мелкое зерно, сохраняет свои свойства в течение 1-2 минут после выдавливания, полностью "встаёт" за 30-40 минут. Прекрасно обрабатывается надфилем, шкуркой. Имеет хорошую адгезию к полистиролу, является отличной основой для покраски. Усадки я не замечал.
2. Body Fine - двухкомпонентная, полиэфирная шпаклёвка. Для серьёзных (от 2 мм. и более) дефектов, для существенных изменений обводов модели, при конверсии и при мощных "косяках" производителей моделей (бывает и такое, к сожалению). Сохраняет рабочую консистенцию в течении 3-5 минут. Застывает через 10 - 15 минут. Полностью твердеет за 2 - 3 часа. Безупречно ведёт себя при обработке. Однако, в толще материала нередко обнаруживаются скрытые каверны, в виде 0.5-1 мм. пузырьков, поэтому для финишной отделки рекомендую опять использовать Body Nitrosoft.
3. Sadolin Micro - строительная (!), акриловая шпаклёвка. Штука настолько же привлекательная, насколько и спорная. Я использую её при сборке окрашенных узлов и деталей, а также в труднодоступных для обработки местах. Яркий пример - сборка "смоляных" кокпитов моделей авиационной техники. Вы забиваете шов этим продуктом, а излишки снимаются влажной ватной палочкой. Всё. Никакой шлифовки и пр. Её можно подкрасить после застывания (10-15 минут), а можно затонировать акриловой краской соответствующего цвета перед применением. В рискованных местах на неё можно капнуть суперклея. Она впитает его, как губка и прекратит попытки выпадения.

Грунтовки и прочие аэрозольные радости
Применение грунтовок - вопрос сам по себе спорный. Кто-то (и я в том числе) пользуется ими постоянно, кто-то категорически отвергает. Даже если вы красите свои модели кистью, грунтовку надо наносить распылением. Здесь и приходят на помощь грунтовки в аэрозольных баллонах. Я долгое время использовал алкидную Primer gray 279 "Touch 'n Tone" фирмы DAP. Её основной недостаток (с моей точки зрения) - тёмный оттенок. Не всегда удобно. Теперь, обзаведясь аэрографом, пользуюсь более подходящими продуктами. Но баллон DAP'а с моего рабочего стола не исчез. Знаете почему? Он безумно удобен для промежуточного контроля качества обработки. Взгляните на фото ниже. При "перепиливании" Ми-17 от "Звезды" в Ми-14 кормовая часть подверглась существенным переделкам. На небольшом участке (правый фрагмент) сошлись два вида пластика ("родной" и дополнительный) и два вида шпаклёвки. Уверяю вас, даже держа модель в 30 см. от глаз заметить в этой радуге красок штрихи, царапины, завалы, невозможно. Мешают переходы цветов различных материалов. "Пшикнув" на обрабатываемый участок грунтовкой, получаем абсолютно достоверную картину (фрагмент слева). Можно сделать это и аэрографом, но…. Развести грунт, заправить ёмкость, задуть, промыть аэрограф. Минут пять, не правда ли? Ну, хорошо, три. Мало. А если вдохновение? А если вы с трудом вырвали себе полчаса на любимое дело? Да и проделывать это в процессе обработки надо неоднократно. Минуты имеют нехорошее свойство складываться в часы. Теперь посмотрим на применение баллона. Протянуть руку (2 сек.), встряхнуть несколько раз (5-10 сек.), задуть поверхность (3-5-10-15 сек.), поставить баллон на место…. Впечатляет? Вот-вот. Баллоны этой фирмы содержат неплохие алкидные эмали и оснащены распылительными головками весьма высокого качества. Вполне могу рекомендовать коллегам, не имеющим аэрографа. Если конечно, сумеете найти необходимый цвет краски.

Лак
Tikkurila Paneeli Lack "Assa". Собственно, был опробован в процессе ремонта квартиры. Но результаты впечатляющие. Замечательный, акриловый, водорастворимый лак. Имеет четыре градации по глянцу, от глянцевого до матового. А килограммовая банка стоит ненамного больше стограммового "фирменного" пузырька. К тому же, Тиккурила уже оккупировала большинство населённых пунктов России, от райцентра и выше, а вот модельные фирмы пока отстают.

Маскировочная лента
Это для нас она маскировочная. А вот для компании 3M, она Removable Magic Tape. "Удаляемая Волшебная Лента"! О как! И маски из неё неплохие получаются. Причём при снятии, она не беспокоит даже самые нежные краски. Те на неё даже внимания не обращают. Как лежали себе, так и лежат. Конечно, "Парафильм" лучше, особенно когда он есть в наличии. Но ведь и он не для моделистов был придуман. Как, впрочем и суперклей ;).

И несколько слов в заключение. Отсутствие на упаковке "модельного" брэнда не означает полную непригодность содержимого для применения в моделизме. Иногда бывает с точностью до наоборот. Но! Всякий "потусторонний" материал должен быть тщательно проверен вами до его применения на текущем проекте. Указанные материалы проверены мной и многими моими коллегами. Они безопасны. А может, вы уже присмотрели материалы для очередной технологической революции? Согласитесь, обидно изуродовать дорогой комплект отливок, в который вы уже успели вложить немало труда. Сделайте паузу. Потренируйтесь на "кошках". Желаю удачи.


HELIBORNE thanks to: ROSTVERTOL & Тина Шапошникова, Дмитрий Глазов.

www.heliborne.com
www.heliborne.com


©1999-2011, HELIBORNE, Евгений Борисов (IPMS World Helicopter SIG).
При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.