#30 - 06'2003
ГЛАВНАЯ
ВЫПУСКИ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
English version





МОДЕЛИЗМ

Мы и наши модели

Евгений Борисов

Почти три года прошло с того момента, когда в 15-м выпуске была опубликована, можно сказать, аналитическая статья "Что мы собираем?". Недавно её опубликовал журнал "СтендМастер". В том материале я высказал практически всё, о чём думал. Но, время идёт, появляются новые мысли и представления. Так что, есть смысл снова поговорить о самих основах нашего занятия.

Стендовый моделизм.
Схема Каждый из нас может сказать, что занимается стендовым моделизмом. И будет прав. Но стендовый моделизм немного шире, чем наше хобби. Вот как мне представляется его структура. (см. схему)
Вообще, те виды моделизма, которые я выделил, следовало бы выстроить небольшой лесенкой. Но, чтобы никого не обижать, я поставил всё в один ряд.

В прошлый раз под понятием "абсолютный scratchbuilding" я как раз подразумевал полную постройку модели с нуля. Это как раз тот вид моделизма, который (почему-то) официально считается видом спорта, а в нашей стране ещё и относится к военно-спортивным (или военно-прикладным?) видам. По этой причине он находится в компетенции РОСТО (бывшее ДОСААФ). Предполагаю, что такое положение дел сложилось исторически, ещё до Великой Отечественной войны, "когда в душах и умах советской молодёжи был негасим огонь стремления" к изучению авиадела и теоретических основ строения летательных аппаратов. Естественно, это имело смысл на тот момент. Но, когда со временем в большинстве случаев это превратилось в собственно изготовление (читай: эксклюзивное производство) дорогостоящих моделей с соответствующими целями, то могут возникнуть вопросы, ответа на которые мы с вами искать не будем. Оставим их для органов, к компетенции которых это относится.
Что же касается непосредственно мастеров-изготовителей этих "спортивных" шедевров, то, господа, перед вашим мастерством снимаю шляпу и почтенно кланяюсь.
Стендовый моделизм (а уж пластмассовые модели тем более) явно не может считаться видом спорта. Остаюсь при своём мнении, что это искусство. Когда мы в детстве собирали первую модель, разве предполагал кто-нибудь из нас, занять первое место на чемпионате Мира по сборке этих самых моделей? Что-то я сомневаюсь. Для самоутверждения и реализации собственных амбиций есть более подходящие сферы, чем сборка пластмассовых моделей.

Бумажные модели.
Честно говоря, я не знаю или не предполагаю достоинств, кроме экологической чистоты и/или использования бумажных выкроек в качестве шаблонов для изготовления деталей для моделей из других более прочных материалов (дерева, металла, пластика). Тем не менее, это значительная часть стендового моделизма. И, судя по популярности "бумажных" сайтов, значительная часть моделистов уделяет этому внимание.

Но давайте вернёмся к теме наиболее близкой для нас - пластмассовым моделям. С самого начала следует отделить "пластмассовые стендовые модели" от "просто стендовых моделей". Разницу можно объяснить на простом примере. Можно, взяв кисти, краски, чистый холст, нарисовать любую картину, на которую хватит фантазии. А можно взять кисти, краски и "книжку-раскраску"… В этом случае мы зависим от того, что в этой книжке-раскраске предлагается. И, единственное, в чём можно состязаться, это в аккуратности заполнения краской тех или иных участков листа. В этом нет никакой ущербности: не все же "левитаны" или "шишкины". Так вот, собирая пластмассовые модели, мы имеем дело именно с "книжкой-раскраской", а не с чистым холстом. Мы ограничены рамками того, что предлагается производителем той или иной модели, плюс неким набором аксессуаров и так далее. Несомненно также и то, что даже одинаковые модели всем удаются по-разному.

Пластмассовый стендовый моделизм явление для нашей страны достаточно новое. Начало этого вида хобби можно отнести к тому времени, когда в страну начали поставляться импортные модели и краски. Конечно, пластмассовые модели существовали и до того времени (например, тот же ГДР-овский PLASTIKART, модели заводов "Огонёк", "Кругозор" и т.д.). Но далеко не у всех моделей качество было хорошим, а краски, настоящие краски для моделей просто отсутствовали. Тем не менее, какие-то меры по окультуриванию всё-таки применялись: добывались и смешивались немодельные краски (чаще всего нитро), придумывались рецепты шпаклёвок, и примочек для декалей. Неудивительно, что многие, кто и собирал те модели, после некоторого периода занятий склейкой бросали это дело, в большинстве случаев с неэстетическим результатом. Когда же появились в продаже современные высококачественные импортные модели, то многие снова решили себя попробовать в сборке.

Здесь надо остановиться на разделении самих пластмассовых моделистов на категории. По-моему, это выглядит следующим образом. Первая категория: те, кто начал собирать модели в советское время и продолжал это делать, несмотря ни на что. Вторая категория: те, кто начинал в то время, потом, по разным причинам перестал этим заниматься, но вернулся к этому. Третья категория: те, кто вообще недавно начал собирать модели. Первую категорию моделистов, пожалуй, можно ещё разделить надвое. Одни из них следуют вместе с прогрессом, применяют (или хотя бы пытаются) вновь появляющиеся краски и материалы. Другие же (надеюсь, таких меньшинство, но, к сожалению, они есть) продолжают упрямо использовать приёмы и материалы тридцатилетней давности, типа: клей ПВА в качестве масок, обрезка "по контуру" всех подряд декалей. Причём, зачастую это преподносится, как абсолютно единственное правильное решение. Про токсичные нитрокраски я не говорю - это наименьшая проблема. Да, я понимаю, за тридцать лет занятий пластмассовым моделизмом (или любым другим делом) приобретаются определённые, удобные и хорошо работающие навыки. Но, товарищи консерваторы, не надо этим забивать голову начинающим! Смекалка хороша в том случае, когда ситуация безвыходная и когда без неё не обойтись, когда не существует каких-то составов, известных приёмов и прочее. А пытаться придумать, например, модельную шпаклёвку в то время, когда на рынке существуют и практически постоянно доступны шпаклёвки разных свойств и применений... Зачем это придумывать? Лучше посвятить свободное время непосредственному и, самое главное, эффективному творчеству. Хотя, стоит оговориться, что без новых идей нет прогресса. Но только в том случае, если эти идеи действительно прогрессивные, а не являются "выходом из ситуации".

У моделистов второй категории есть, пожалуй, только одна проблема. Возвращаясь к одному из прошлых занятий, возникают вопросы: "что и как делать". Дело в том, что за то время пока они занимались другими делами, изменились не только модели, но и "околомодельная" атмосфера. Что было раньше? Модель купил - и всё, собирай. А красок и прочих дополнений вроде бы нет, соответственно они не нужны. Теперь же оказывается, что изменились не только модели, а появился огромный рынок дополнительных принадлежностей. Самое главное - это правильно и достаточно быстро сориентироваться в этом разнообразии.

Что же касается новичков, то в наиболее выигрышной ситуации находятся те, кто имеет доступ к интернету и владеет английским языком. Поскольку в сети можно найти массу информации о тех или иных моделях, приёмах; можно для себя с самого начала выбрать лучшие материалы. К сожалению, большинство ресурсов сосредоточены за пределами Рунета. И причина отсутствия этой информации у нас, не в том, что у нас нет хороших "пластмассовых" моделистов, а в том, что не существует самой идеи, в смысле русскоязычной идеи, пластмассового моделизма. Как я уже говорил, у нас всё, что ни попадя - стендовый. Вот возьмите, например, МКСМ - Московский Клуб Стендового Моделизма. А где же бальза и прочее дерево, где нитроцеллюлоза, где латунь и бронза всех видов и типоразмеров? Материалы, без которых не делается ни одна стендовая модель, просто отсутствуют. Зато присутствует полный ассортимент тех самых изделий, которые имеют отношение только к пластмассовому моделизму: полистирол, фототравлёные детали, изделия из смолы.

Так же обстоят дела и с информацией. Некоторое время, примерно около года назад, появился сайт, который только по своему названию должен был пропагандировать идею пластмассового моделизма в нашей стране на федеральном уровне. Да, именно так. Каково же было моё удивление, когда в одном из меню я обнаружил, что там есть рубрики "Бумажные модели" и(!) "Симуляторы". Знаете, это уже даже не профанация, а нечто другое. Определение можете подобрать сами. Неудивительно, что авторы этого ресурса предпочитают оставаться неизвестными.

Что касается печатных изданий, то здесь ситуация немного проще. Журнал для "пластмассовых" моделистов, на мой взгляд, только один - "СтендМастер". Лично я читаю в нём всё, даже материалы, касающиеся бронетехники. Везде можно найти что-то полезное. Практически не встречаются описания технологий прошлого века: авторы, собирающие модели, шпаклюют модельными шпаклёвками (а не какими-то суррогатами), а красят модельными красками (не художественными).
Доводилось где-то читать несколько мнений о том, что мол "у журнала спонсор и они ("СтендМастер"), отрабатывая эти деньги, печатают не то, что нужно". Если бы это соответствовало действительности, то мы с вами никогда бы не увидели на страницах Новосибирского издания ни одного упоминания о других фирмах: ни о моделях, ни о сопутствующих товарах. Однако на страницах "СтендМастера" описывается продукция всех производителей.
Что касается другого популярного журнала "М-Хобби", то, к сожалению, на его страницах очень часто встречаются материалы авторов, которых чуть выше я назвал "товарищи консерваторы". Не буду обращаться к редакции журнала с призывами "уделить больше внимания новым модельным материалам и подвергнуть кого-то обструкции", прекрасно понимая, что если предъявить более жёсткие концептуальные требования к статьям, то может пострадать не только периодичность выпусков, но вообще сам выпуск журнала.

Начинающим моделистам приходится открывать для себя чистую страницу и очень хочется им пожелать, чтобы эта "страница" соответствовала XXI веку, в котором мы живём. Не заблуждайтесь на счёт архаизмов. Они кажутся привлекательными и доступными только на первый взгляд. Вам всё равно чему учиться: хорошему или менее хорошему. Поэтому выбирайте для себя лучшие материалы и осваивайте прогрессивные приёмы с самого начала.

(Окончание в Heliborne #31)




ВЕРСТАК

Об инструментах для начинающих

Евгений Борисов

(Окончание. Начало в Heliborne #29)

НадфилиНАДФИЛИ. На первое время Вам хватит даже одного плоского надфиля. Комплект хороших швейцарских надфилей из 12 штук (фирмы могут быть разные, но "Swiss Made" - одинаковое) стоит порядка 80-90 евро. Все остальные надфили из углеродистой стали или с алмазным напылением - просто надфили. Не хотите переплачивать - покупайте отечественные. Не хотите выбрасывать деньги - не покупайте "просто" польские и китайские, которые не только срабатываются через год обработки полистирола, но и вообще, могут ничего не пилить с самого начала.
На этом можно было бы закончить, но за время, которое прошло с момента выхода последнего выпуска, мне случайно попались под руку немецкие надфили под логотипом "Stayer professional" [#16010] производства KRAFTTOOL. При всём моём общем негативном отношении к инструментам под маркой "Stayer", в данном случае соотношение цена-качество (4 евро за комплект из шести штук) мне показалось убедительным. На деле данные надфили также показали себя вполне на уровне. Насколько их хватит, сказать пока не могу. И всё-таки основным достоинством этих надфилей я посчитал их удобные двухкомпонентные ручки. Для информации: хорошая отдельная ручка для надфиля стоит не менее 4-5 евро. Я говорю о хороших ручках, а не о тех страшных пластмассовых "уродцах", которые продаются на наших рынках.

КИСТОЧКИ. Кисточки бывают разные, но для нас особый интерес представляют из волоса белки или куницы. В последнее время появились кисточки с синтетическим волосом, но я их ещё не пробовал: до сих пор в исправном состоянии пребывают, купленные лет десять назад, кисти от HUMBROL и REVELL. Необязательно покупать кисти модельных фирм. Вы совершенно спокойно можете купить их в ближайшем магазине для художников. Если Вы собираетесь работать с акриловыми красками, то не забудьте в том же магазине прикупить бутылочку раствора для промывки кистей от акрила. Пузырь не очень дешёвый, зато кистям этот "напиток" весьма по вкусу.
Для начальной работы хватит двух кистей: маленькой, около 1 миллиметра в диаметре основания и большого флейца - плоской кисти, шириной 4-8 миллиметров. Маленькой кисточкой Вы можете красить небольшие детали, узкие полоски и тому подобное. Большая кисть хороша для работы по большой площади: фюзеляж, лопасти несущего винта.
Не допускайте засыхания краски на кистях даже в процессе работы: если кисть стала жёсткой от подсыхающей краски, то промойте её. После работы кисточки нужно тем более хорошо промыть в растворителе для красок. Например, у эмалей это уайтспирит; а у акриловых красок это может быть этиловый или изопропиловый спирт. После промывки в растворителе, кисть можно промыть с мылом под проточной водой. Мыло смягчает волос кисти и создаёт на волосках незаметную жирную плёнку, которая в свою очередь, предохраняет кисть от пересыхания. Хранить кисточки лучше в вертикальном положении. Ну, естественно, волосом вверх. :-).




КОМПЛЕКТ

EDUARD нам поможет...

Андрей Котков

EDUARD #72285Мне лично давно не дает покоя модель Ми-24, еще в оригинальной упаковке ITALERI, купленная году, эдак, в 93-м. С тех пор в ту же коробку прибавился пластик от HASEGAWA. Рассмотрение того, какая из моделей лучше - тема для отдельного разговора.
Неоднократные попытки начать "сборочный процесс" разбивались об отсутствие стоящей декали и необходимость достаточно большого количества доработок. Если первая проблема удачно разрешилась выходом декали от фирмы БЕГЕМОТ, то вторая "закрывалась" лишь частично выходом Ми-8 от ЗВЕЗДЫ (от которого будет имплантирован НВ). И тут, как нельзя кстати, был приобретен набор фототравления для Ми-24 от EDUARD [#72285], предназначенный для доработки модели HASEGAWA. Рассудив: что хорошо японцу, то пойдет и итальянцу, я, видимо, возьмусь за дело. Набор состоит из трех плашек фототравления ( две размером 128х68 мм и одна 37х26 мм) и фотопленки с прозрачными деталями. Всё это снабжено подробной инструкцией. Есть детали учитывающие особенности модели Hasegawa, в частности отсутствие прохода между грузовой кабиной и местом пилота. Но это место совсем не проработано и у ITALERI, так что эти детали не пропадут. Несколько проблематичным кажется изготовление открытой двери пилота (у HASEGAWA фонарь сделан одной деталью). Предлагается собрать дверь из трех слоев фотоэтча, проложив между ними прозрачный элемент. Выгибание трёх, одинаковых в своей двояковыпуклости, слоёв и склейка их в одно целое - занятие не для слабонервных. Благо, что у ITALERI эта дверь дана отдельной деталью и будет достаточно только внутреннего слоя.
Не могли не порадовать "донышки" для блоков НУРС УБ-32-57. С их установкой блоки от "ВЭС" приобретут законченный вид. Почти наверняка при изготовлении блоков АСО, ответственных за отстрел тепловых ловушек, я "пойду своим путем". Чем склеивать прямоугольный по сечению "ящик" из развертки, куда проще наклеить боковые части с непосредственно отверстиями отстрела на пластик соответствующей толщины и обточить, а отверстия потом углубить сверлом.
В общем и целом 139 фототравлёных и 12 прозрачных деталей позволяют доработать до приемлемого вида:

  • кабину оператора;
  • кабину пилота;
  • десантную кабину;
  • все три опоры шасси и хвостовую опору;
  • несущий и рулевой винты;
  • пулеметную установку УСПУ-24;
  • оптический блок прицельной системы;
  • четыре основных пилона подвеса вооружения;
  • систему подвески ПТУР 9М17П "Фаланга", для тех, кто хочет сделать именно Ми-24 Д;
  • Кроме того, предусмотрены многочисленные накладки, крышки на технологические люки и антенны.
Подводя итог всему вышесказанному, лишний раз убеждаюсь: продукция "афтермаркета" значительно экономит время и нервные клетки, а самое главное, помогает получить удовольствие от хорошо деталированной модели на Вашей полке.


HELIBORNE thanks to: Андрей Котков.

www.heliborne.com
www.heliborne.com


©1999-2011, HELIBORNE, Евгений Борисов (IPMS World Helicopter SIG).
При использовании материалов сайта гиперссылка обязательна.